Пастуший рожок! Для поэтов и композиторов 19 века его напев
также неразрывно связан с милой сердцу природой родного края ,как пение птиц,
шелест листьев или всплеск рыбы в реке. Но ведь в составе симфонического оркестра
нет пастушьего рожка. Как же звучит он в опере? Роль пастушьего рожка исполняет
гобой. Голоса у них очень похожи, да и
внешним своим видом они чем – то напоминают друг друга - скромный берестяной
рожок и красивый, полированный, украшенный блестящими кнопочками - клапанами
гобой. Правда, верхний конец рожка, тот, который подносят к губам, - это просто отверстие, и дырочки на рожке
перекрываются пальцами. А у гобоя дырочки в трубке закрываются клапанами, и в
верхнее отверстие вставляются две сложенные вместе тоненькие пластинки: гобоист
зажимает их губами и через них вдувает в инструмент воздух. Делаются они из
тростинки и поэтому носят солидное название «трость». Стебель тростника-
тоненькая, гибкая камышинка. До сих пор она - душа этих инструментов. Без неё
не будет звучать ни гобой, ни кларнет, ни фагот, ни английский рожок. Только
флейтист играет на своём инструменте без трости, как пастух на свирели. Он
прикладывает губы к крайнему боковому отверстию, как будто собирается свистеть.
Флейта- инструмент холодноватый, немного бесстрастный. Ей трудно спеть
какую-нибудь задушевную мелодию. Лучше всего у неё получаются быстрые,
виртуозные пассажи, трели. Сколько бы ни
пела птица, какими бы блестящими трелями ни разливалась канарейка, -никогда в
их пении вы не услышите того, что слышите
в пении человека: тепло, задушевность, грусть, а порой и большое
человеческое горе.
Кларнет - родственник свирели, а значит -
прямой потомок тростинки, как и гобой и
флейта . Почему же он так называется? Голос этого инструмента
очень напоминал голос старинной трубы «кларино». Вот и появилось название
«кларнет» ,что значит «маленькая труба». Французский композитор Грэтри так
говорил о кларнете: «Инструмент этот выражает страдание». Ну, и наконец, ещё один потомок тростинки. Фагот. Слово «фаготус» - латинское слово. В переводе -
«вязанка дров». Кому-то музыкальный инструмент, изобретённый аббатом Афраньо
дэльи Альбонези, напомнил своим видом именно этот далеко не музыкальный предмет
- вязанку дров. Так и назвали. Вот что говорят о фаготе музыканты: «Не
удивительно, что инструмент, способный опускаться ниже валторны (то есть очень
низкий по звучанию инструмент), мог предаваться акробатическим ухищрениям и
проворству, недоступным его ближайшим соседям.
И
каких только услуг он не оказывает оркестру!
Он годится во всех сочетаниях и сливается со всеми инструментами
оркестра. Бывает голос фагота и страшным,
зловещим, бывает и комично ворчащим - не даром же фагот в шутку музыканты
называют «старичком».
|