В музее итальянского города Генуи хранится в стеклянном футляре скрипка. Знатоки
сразу же узнают в благородных очертаниях её корпуса, в рисунке резной головки
работу великолепного мастера 17-го века Бартоломео Иосифа Гварнери. Её называют
« вдовой Паганини».
Она замолчала тогда, когда умер Николо Паганини -
величайший скрипач мира. Для настоящего скрипача скрипка не просто музыкальный
инструмент, на котором он играет,- это верный и настоящий друг, спутница всей
жизни музыканта. Скрипка – какой, это прекрасный и какой непокорный и трудный
инструмент! Если вы будете внимательны и терпеливы, то при некоторой затрате труда сможете
выучить и сыграть на рояле одной рукой какую-нибудь простенькую мелодию,_ это
совсем не трудно, и каждый, кто послушает вашу игру, сразу узнает, что именно
вы играете. Со скрипкой дело обстоит гораздо сложнее. Она подчиняется только
умелым рукам, а для того , чтобы научиться водить смычком по струнам скрипки,
нужно время. Время и терпение. Каждая струна на скрипке - это одна определённая
нота. Четыре струны – четыре ноты .Чтобы изменить высоту звука у струны, нужно
укоротить или удлинить струну. Левая рука скрипача обхватывает гриф, пальцы
лежат на струнах и прижимают то одну, то другую струну в определённом месте.
Длина струны изменяется - значит,
изменяется и высота звука. У
гитары, у балалайки, мандолины, домбры и других народных щипковых инструментов
на грифе существуют так называемые лады - деления. Прижимаешь пальцем струну
между первым и вторым делением - звучит одна нота; между вторым и третьим - другая. Нужно только запомнить порядок ладов
,и инструмент будет нас слушаться, На скрипке никаких ладов нет .Нахождение
места нажима- дело привычки и музыкального слуха. А так, как скрипку музыканты
называют самым подвижным музыкальным инструментом, то есть инструментом, который
способен исполнять самую быструю, самую стремительную музыку, то, значит,
пальцы скрипача должны мгновенно находить нужное место, а слух также мгновенно
контролировать точность, чистоту звучания. Чуть или чуть ниже прижата струна, и
скрипка звучит фальшиво. Да, для того, чтобы хорошо научиться играть на скрипке,
нужны долгие годы упорного труда. Когда у самого Ойстраха - нашего великого
музыканта спрашивали, в чём же сила, в чём главное достоинство скрипки, он
отвечал: «В её способности петь». Наибольшее протяжение звука - одно из важнейших условий
выразительности мелодии. Чем дольше тянется звук - тем плавнее и незаметнее он
переходит в другой, тем красивее мелодия. Поэтому так красив и выразителен
человеческий голос - все звуки мелодии, спетые на одном дыхании, плавно и мягко
переходят один в другой. Но дыхание человека не беспредельно .Певец не может спеть очень длинную музыкальную фразу,
не беря дыхания. Где-то он обязательно должен прервать мелодию, чтобы набрать
воздуха в лёгкие. То же можно сказать и о флейте, гобое, кларнете и других
инструментах, звучанием которых управляет дыхание человека. Но есть инструменты самого большого дыхания.
Виолончель, скрипка, альт и даже контрабас могут тянуть звук очень долго.
Скрипач положил смычок на струну и повёл его вверх, потом вниз, потом, так же
плавно опять вверх, а звук всё тянется и тянется. Пока рука не перестанет
водить смычком, скрипка будет петь. В
скрипке соединились все главные качества , необходимые для лучшего исполнения
мелодии: протяжённость дыхания, чистота и выразительность тембра, подвижность и
лёгкость. В её маленьком хрупком тельце
таится голос необыкновенной красоты и силы. Поэтому – то скрипку и считают
самым совершенным из всех смычковых инструментов.
Среди многих других произведений, написанных для скрипки есть одно
-, в котором она одна без сопровождения, звучит как орган, как оркестр,-«Чакона» великого
немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Музыка баховской «Чаконы» - суровая и скорбная, но это
сдержанная скорбь сильного человека. И каким мужественным становится голос
скрипки! В нём будто звенит металл, звучат мощные аккорды. Это похоже на чудо!
А когда после «Чаконы» мы вновь послушаем «Поэму» Чешского композитора Фибиха
или «Мазурку» польского композитора и скрипача Венявского - пленительные ласковые мелодии
одной, или лёгкие, грациозные пассажи другой, - тогда мы поймём, почему скрипку
называют царицей музыки.
|