«Свет ныряющего среди кучевых облаков
месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей
лазурью и фосфорическим светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное
тропическое небо на океане чудеснее всего на свете». Только человек,
по-настоящему влюблённый в море, моряк или путешественник – мог так восторженно
писать о нём. Книга, из которой взят этот отрывок, называется «Летопись моей музыкальной жизни»,
и автор её – композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков. В юности Николай
Андреевич был моряком, но музыкой занимался с детства. И когда ему пришлось
выбирать из двух профессий одну, он сделал этой одной профессией музыку.
Педагог, а затем директор Петербургской консерватории, требовательный учитель,
высокообразованный музыкант и замечательный композитор, автор любимых и
известных всем опер, романсов ,симфонических картин – таким знает его мир.
Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры
да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские
студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре. В декабре
1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была
поставлена опера Римского-Корсакого «Садко». И как знать, не будь на свете
клипера «Алмаз», на котором в далёкой юности совершил своё первое большое
плавание композитор, будучи выпускником морского корпуса, - может быть, не ушёл бы в плавание в
неизведанный Океан другой корабль – Сокол – корабль весёлого гусляра Садко. Не
двинулся бы он по холщовым волнам, мимо холщовых теремов Господина Великого
Новгорода, под удалую песню корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль,
странный и таинственный голос морской царевны Волховы. Не родилась бы прекрасная
музыка «Океана – моря синего» .Грозен и могуч «Океан – море синее», мерно и
тяжело катит он свои волны… Звучащий океан. Эту музыкальную тему даже не
назовёшь мелодией, так она проста: всё время повторяются три звука, три ноты на
фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения. Но в размеренной неторопливости, в
однообразном повторении звуков и заключено всё очарование этой музыки: спокойно
дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны. Так начинается
опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая
вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное – это «Океан – море
синее». Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми
купцами новгородскими, не поёт песни об их богатстве и знатности .О дальних
странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о
странствиях морских, которые прославят его родной Новгород. Но нет у Садко ни
казны золотой, ни дружины храброй – беден гусляр; а кто бедному поможет? Грусти
Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает
струны на гуслях. Снова «водная» музыка
– чуть слышные переливы арфы: будто ветерок всколыхнул воду, - пробежала рябь
по глади озера. Серебристо зазвучали трели деревянных духовых. Вступила флейта – клекот лебедей, что
плывут по Ильмень-озеру. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами.
Это дочери Морского Царя со своими подружками. И самая прекрасная из них –
царевна Волхова. О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает
гусляру Волхова. Как отблески драгоценного металла, мелькают фанфарные звонкие
звуки труб – это золотопёрые рыбки, подаренные Садко царевной Волховой за
песни. Заколыхалась вода в озере, и поднялся из глубины сам грозный Царь
Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, но в нём можно расслышать
знакомую музыку Океана. Заклекотала по- лебединому флейта, затихло, успокоилось
озеро – исчез Царь Морской и девицы красные. А рыбки золотопёрые обернулись слитками чистого золота. Исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на
Ильмень-озере снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол-корабль: на нём
поплывёт сам Садко, а на остальных – товарищи верные. Корабли Садко, гостя
богатого, входят в Океан. Все корабли уплывают вдаль, а Сокол = корабль
останавливается посреди Океана. Не пускает Морской Царь Садко, зовёт его к себе
и Волхова прекрасная. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться
песнями от царя. И вот Садко на морском дне – то ли гость, то ли пленник
Морского Царя. «Морская « музыка
становится совсем другой – зыбкой, таинственной. Тоненько позвякивают тарелки;
очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. И
в этом подводном мире раздаётся весёлая плясовая песня. Пляшут под гусли Садко
чуда морские, и постепенно начинает «волноваться» море. А когда заплясал Царь
Морской, - поднялась на море буря. Совсем другой стала музыка Океана – бурлит,
мечется, будто вихрь подхватил мощное звучание оркестра, всё сильнее, всё
громче…И вдруг музыка оборвалась, вступил орган. Старчище - могуч-богатырь
тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук Садко. «Не ко времени расплясался
Царь Морской, тонут корабли от твоей пляски». Исчезает подводное царство,
спокойно, ясно звучит музыка Океана. Садко и Волхова поднимаются на поверхность
моря. Снова берег Ильмень – озера. Спит
Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается с полюбившимся ей молодцем. С
первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом морская
царевна, превратится в широкую реку Волхов. По Волхову приплывут в Новгород
корабли Садко. Звонко всплеснулись арфы,
светло и привольно льётся музыка широкой реки…
Ликует
Новгород, встречая отважных путешественников, славят гусляра: «За песню отдал
Царь Морской Садку царевну Волхову, и протекла река, быстра и глубока». «Морю
синему слава», - поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема Океана. В
последний раз звучит она в опере, Звучит мощно, торжественно, заканчивая былину
о Садко. Сильный и яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре
между моряком и композитором. Но море навсегда осталось в творчестве
Римского-Корсакова. Много замечательной музыки посвятил ему композитор. В
симфонической сюите «Шехеразада» тоже много «морской» музыки. Но море « Шехеразады» совсем не похоже на «Океан – море-синее».
Это понятно: ведь былина о Садко русская,
а сказки Шехеразады - это восточные
арабские сказки. Музыка «Садко» - русская, распевная русских народных песен,
былин, а музыка «Шехеразады» напоминает нам о затейливых, прихотливых песнях
Ирана, о пленительных и изящных танцах Востока. Здесь, в «Шехеразаде»,
композитор тоже изображает музыкой и спокойную морскую гладь, и грозный
затаённый рокот приближающейся бури, и разбушевавшуюся стихию, волны,
разбивающиеся о скалы, мощные порывы ветра. Всё это не только слышишь, но как
будто видишь; а ведь в «Шехеразаде» нет ни хора, ни декораций – один оркестр
музыкой рисует удивительные морские пейзажи. «Маринистами» называют живописцев,
которые рисуют море. Композитором-маринистом можно назвать Николая Андреевича
Римского-Корсакова.
|